Четверг, 28.03.2024, 14:48
Главная
Меню сайта



Категории каталога
Мои файлы [83]

Главная » Файлы » Мои файлы

Les Paul...
[ ] 09.06.2009, 10:53
Les Paul
9.6.1915 Уокеша (шт. Висконсин), США
Легендарный конструктор электрогитар, изобретатель многодорожечной записи и первых устройств электронных эффектов, американский музыкант, блестящий джазовый гитарист, композитор и инженер Лес Пол (Les Paul, ур. Лестер Уильям Полсфусс) родился 9 июня 1915 года в городе Уокеша, штат Висконсин, в семье Джорджа и Эвилин Полсфусс. 

Музыкой юный Лестер заинтересовался в 8 лет, когда ему в руки попалась губная гармошка. Получив несколько уроков на пианино, в 10 лет он самостоятельно обучился игре на банджо и гитаре. Его первый инструмент, гитара Sears Silvertone, была куплена всего за 2,5 доллара, но вскоре он получил от родителей Gibson L-5. 

Его природный дар к музыке и быстрая обучаемость привела к тому, что уже в 13 лет он выступал перед публикой. Вооружившись гитарой и губной гармоникой, Лестер начал исполнять кантри-мелодии под именем "Red Hot Red, the Wizard of Waukesha," разбавляя его своей веселой болтовней. 

Лестер комбинировал свои музыкальные способности с неослабевающим желанием применять механизмы и использовать их для совсем других целей. К примеру, он понял, что, сделав дополнительные отверстия в роликах самоиграющих пианино, он смог бы дополнить их мелодиями и новыми гармониями (та же самая концепция стояла за изобретением мультитрековой записи с прослушиванием в 50-х годах). 

В 1928 году Лестер, следуя собственной, интуиции придумал электрическую гитару, в то время ему было всего лишь 13 лет. А дело было так… Как то вечером Лестер играл на улице, и один из зрителей пожаловался, что музыканта плохо слышно. Решая проблему громкости игры на открытом воздухе, Лестер обнаружил, что может усиливать свой голос, если петь в телефонный микрофон, подсоединенный к радио. 

Он понял, что точно так же, как игла фонографа может ловить вибрации дорожек на пластинке, то же самое можно проделать с вибрациями исходящими из гитары. "Я просто взял иглу от фонографа, прикрепил ее к верху гитары и усилил громкость с помощью телефонной трубки", - так Лестер фактически изобрел электромагнитный звукосниматель. 

Слушая по чикагскому радио записи биг-бэндов и лучших джазовых музыкантов - Арта Татума и гитариста Карла Кресса, Дика Макдоноуфа и Эдди Ленга - Лестер начал расширять свой музыкальный кругозор, постепенно формируя и свой музыкальный вкус. 

В 17 лет он бросил школу и присоединился к оркестру Sunny Joe Wolverton города Сент-Луис, выступавшему на радио, а два года спустя он был уже в Чикаго, распространяя свои музыкальные идеи по радиоволнам - как, например, хилли-билли "Rhubard Red" - по утрам, и как последователь джазового гитариста Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt), Лес Пол - по вечерам. Он уже добавил звукосниматель к своей гитаре Gibson L-5, и в 1934 году уже играл на гитаре, построенной по собственной спецификации, с жесткой верхней декой, без эф, и с двумя звукоснимателями - первом инструменте с двумя звукоснимателями. 

Первая запись Лес Пола состоялась в 1936 году, когда он был нанят компанией Decca Records для записи блюзов Georgia White. Несмотря на то, что это был ценный опыт, Лес хотел проявить себя в джазовом стиле, и он знал, что для этого надо переехать в Нью-Йорк или Лос-Анджелес. После подбрасывания монетки, он и участники его трио (Джим Эткинс, двоюродный брат Чета Эткинса, на ритм гитаре и вокале) направились на восток. Вооруженный небольшой репутацией и большой самоуверенностью, Пол сумел пробиться на еженедельную радиопередачу с Fred Waring's Pennsylvanians и вскоре стал любимцем местной аудитории. 

В Нью-Йорке Пол продолжал экспериментировать с гитарной электроникой и направил свои мысли на изобретение всем печально известного "Бревна" (Clunker), электрической гитары состоящей из кленового бруса 4x4', старого грифа Epiphone, двух звукоснимателей, металлического бриджа и верхнего порожка. 

Дебютировав, "Бревно" спровоцировало сильную негативную реакцию. Поэтому, для того чтобы сделать инструмент выглядящим несколько более эстетично, Пол сделал вокруг нее нефункциональный корпус гитары. И те люди, которые возненавидели эту гитару за ее внешний вид, теперь полюбили ее за звук. Так была рождена гитара с цельнокусковым корпусом. 

Шоу Waring продолжалось, но стало быстро терять в музыкальном рейтинге и популярности, поэтому Пол решил покинуть Нью-Йорк и перебрался в Лос-Анджелес, где продолжил работу в качестве гитариста NBC. 

Но на дворе стоял 1941 год, началась Вторая Мировая Война, и в 1943 году он был прикомандирован к отряду специального радио Вооруженных Сил. 

В 1944 году, он возвратился в Голливуд, где сделал несколько записей своего трио ANDREW SISTERS для лейбла Decca Records, в качестве гитариста и аккомпаниатора популярной певицы Хелен Хьюмс (Helen Humes). А в 1946 году, Лес Пол был уже самым востребованным сессионным гитаристом Лос-Анджелеса. 

После окончания Второй Мировой войны многие военнослужащие возвращались в США с трофеями. Полковник Ричард Рэнджер привез из Германии пленочный магнитофон, который он нашел в одной из военных лабораторий. Рэнджер показал экзотическое устройство Лестеру, а тот в свою очередь рассказал об этом Бингу Кросби (Bing Crosby), которому не нравилось часто ездить в студию записываться. 

Когда же Лес рассказал о принципах работы магнитофона, Бинг сообщил, что ему необходимо 50 таких устройств. Лес обратился в фирму Ampex Corporation, которая смогла осилить производство магнитофонов. Вскоре Лес Пол уже стал обладателем собственного экземпляра магнитофона. 

Как-то раз ему в голову пришла гениальная мысль о том, что неплохо было бы добавить в магнитофон еще одну записывающую головку, чтобы записывать дополнительные звуки уже поверх записанных. Лес еще раз связался с Ampex Corporation и сообщил, что головка в его магнитофоне сгорела, поэтому не могли бы они выслать ему еще одну. После прибытия запчасти, магнитофон был доверен рукам механика по имени мистер Гудспид. Идея сработала. Больше Лес Полу не нужна была студия, чтобы записываться дуэтом с кем-нибудь. 

На пике своей творческой карьеры он продолжал работать над улучшением своих идей и изобретений для электрической гитары и систем записи. Мотивация была очень проста - после признания его матери, что она не может отличить его от других гитаристов на радио, он поклялся создать свой собственный уникальный звук, который бы она сразу узнавала. 

Результатом его экспериментов стало изобретение им многодорожечной записи, однако создание такого аппарата было уже не по зубам отдельно взятому механику, поэтому заказ на производство нового устройства был размещен в Ampex Corporation. И, хотя идея запатентовать многодорожечную запись, почему-то не пришла тогда в голову Лестера, тем не менее, его авторство в этом вопросе и так никто не оспаривает. 

А в 1946 году, в своей домашней "студии", революционным методом шестидорожечного наложения, на гитаре собственного изобретения Лес Пол сделал запись инструментальной версии стандарта Роджерса (Rodgers) и Харта (Hart) "Lover", которая поражала своей новизной. 

В итоге, Decca отвергла запись, как совершенно глупую и абсолютно провальную затею, но зато руководство Capitol Records согласилось выпустить ее в виде сингла. И вскоре обе песни с вышедшего сингла, "Lover" и "Brazil", стали настоящими хитами. Звук гитары Леса Пола был быстрым, глубоким и как бы "многослойным", непохожим ни на что другое, что было до него. С тех пор мама Пола больше никогда не ошибалась, слушая игру своего сына Лестра по радио. 

В середине 40-х годов Пол предложил фирме Gibson идею производства цельнокорпусной гитары, основанной на "Бревне". Но репутация Gibson покоилась на гитарах с пустым и сводчатым корпусом, и, опасаясь критики своих заказчиков, они отказались экспериментировать. 

Но после того, как гитара Лео Фендера Telecaster доказала существование рынка гитар с цельным корпусом, Gibson пересмотрела свою позицию по этому вопросу и попросила Леса участвовать в продвижении более элегантной гитары с выпуклым верхом. 

Как вспоминает сам Лес Пол: "У них не было названия для гитары... и я сказал, "А почему бы вам не назвать ее "Les Paul?"". В итоге, руководство Gibson приняло предложение Пола, но не в честь его изобретения. "Они не были тогда уверены - сработает ли это или нет", - говорит Пол, "так фирма Gibson решила дистанцироваться от этой концепции". 

Гитара Les Paul Gold Top дебютировала в 1952 году, затем последовала серия Custom, Junior, TV и Special. В 1960 году, оригинальная модель Les Paul стала Les Paul Standard, но в 1961 году Gibson представил замену, более тонкую, с двойным вырезом модель, которая стала известной под именем SG, и пути компании и Пола разошлись. 

Но это были далеко не все изобретения Леса Пола. До конца 40-х годов, большинство записей делалось непосредственно на диск, через микрофоны и примитивные пульты звук отправлялся на записывающий резец, который нарезал дорожки на пластинах покрытых шеллаком. Не было пленки, которую можно было резать, не было "стопов" и "стартов", перезаписей; каждая проба микшировалась на лету. Продолжая эксперименты, которые он начал в Чикаго в 30-х годах, Пол сделал несколько записывающих резцов в своем гараже в Голливуде и начал записывать разные партии, добавляя голос или новый инструмент, пока не получал стену из звука. 

А в 1948 году, в результате серьезной автокатастрофы, Пол сломал себе правую руку, которую закрепили в гипсе под углом 90 градусов, чтобы он мог продолжать игру на гитаре. Затем, он и его жена Мэри Форд (Mary Ford) основали фабрику хитов, с многослойным гитарным сопровождением и шелковистым и гармоничным вокалом Мэри. "Tennessee Waltz," "Mockin' Bird Hill," "The World Is Waiting for the Sunrise," "Vaya Con Dios," и рокабили шедевр "How High the Moon", которые оккупировали чарты в начале 50-х годов. 

Тем временем, Пол продолжал прорыв в области новых технологий, представив миру мультитрековую запись на пленке (он разрабатывал первый восьмиканальный магнитофон Ampex в 1952 году), гитарные звукосниматели с низким сопротивлением, электронный ревербератор, сдвиг фазы, флэнджер, эхо и дублирование треков. 

Во время записи вокала Форд, Пол так же разработал технику близкого микрофона, создавая исключительный эффект присутствия для вокала, "поцелуй" микрофона. Так же он был способен создавать дублирующий эффект при живой игре с помощью устройства Paulverizer, смонтированный на гитаре пульт для дистанционного управления магнитофоном за сценой который работал в режиме реального времени - прослушивание - запись. 

В 1952 году, Лес Пол был самым популярным гитаристом Америки. В то время как его записи стали доминировать в поп-чартах, он и Мэри основали собственное теле-шоу. Но в середине 50-х музыкальные вкусы публики начали меняться - рок-н-ролльные гитаристы начали вовсю использовать гитары Пола, а также использовать его технику игры. 

9 июля 1952 года Лестер зарегистрировал свой первый патент на устройство под названием "Объединенный бридж и струнодержатель для струнных инструментов". Вскоре этот патент был куплен компанией Gibson. А дизайн с двумя звукоснимателями послужил основой для создания именной модели гитары Леса Пола, в которую он вложил так много труда. 

В 1964 году Лес и Мэри развелись, и до 1967 года, музыкант оставался в тени. Последовали проблемы со здоровьем. А в 1977 году Лес был удостоен награды Grammy вместе с великим Четом Эткинсом за "Chester and Lester". 

В 1984 году Пол начал регулярно выступать в клубе на Манхэттене, где гитаристы от Слэша до Джорджа Бенсона могли выразить ему свое почтение. Кроме того, в это время были переизданы его ранние записи на Decca ("The Complete Decca Trios Plus: 1936-1947") и его совместные с Мэри Форд хиты на Capitol Records - в новом издании ("The Legend and the Legacy"). 

В настоящее время Лес Пол продолжает свои изыскания в поисках идеального звука. В 1996 году в Зале Славы Изобретателей, в Нью-Джерси, была организована выставка, посвященная великому человеку по имени Лес Пол. 

А в 2001 году он получил свою пятую по счету Грэмми от Национальной Академии Искусств и Наук за технические достижения - эта номинация была специально придумана для него. Кстати, в Зале Славы Рок-н-Ролла Лес Пол также присутствует. 



В 2006 году Лес Пол получил еще две награды «Грэмми» за свой альбом 2005 года «American Made World Played» — первый записанный им альбом за последние 27 лет. В возрасте 90 лет Лес Пол выступает раз в неделю в нью-йоркском клубе «Iridium Jazz Club». 

В 2003г. журнал "Rolling Stone" поставил Леса Пола на 46 место в списке самых великих гитаристов всех времен. 

(Rock-энциклопедия Simona)


Категория: Мои файлы | Добавил: 2j
Просмотров: 1109 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
3 Yuliya  
0
Перечитала еще раз статью и совсем стало грустно. Так много людей великих уходит, а на смену вроде как и нету никого. Вот и еще одного не стало. =(

2 2j  
0
ну отчасти да. Это гипербола была. Дядьки живы ещё и есть последователи. Но в массе всеобщей бездарности ,в век коммуникаций, они зачастую остаются "вне игры". Кто из простых смертных знает ,или слышал Лес Пола с Четом Аткинсом. А там через огдну ,композиции беспримерные,причём сделано это играючи ,легко и непринуждённо. Или много знают люди Аткинса и Нопфлера? Только меломаны.

1 Yuliya  
0
2j,наверное ты был прав , когда говорил, что сейчас шедевры только в математике.

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024