Олег Даль не только не успел состариться, он не успел и повзрослеть. «А как непозволительно он был молод! Мне казалось, что он слишком молод – для героя моей пьесы, слишком молод для своих лет», – писала польский драматург Агнешка Осецка. За талант прощают многое. Самые проницательные – прощают все. Когда режиссера Козинцева, снимавшего Даля в роли Шута в «Короле Лире», спросили, почему Далю можно то, чего не позволено другим, он отвечал: «Мне жаль его, он не жилец». Он не сыграл роли Хлестакова, о которой мечтал, только потому, что на роль Городничего пригласили Анатолия Папанова, актера другой школы. Даль понимал, что ансамбля не получится, и отказался от мечты. Не было и роли Пушкина в спектакле «Медная бабушка». Литературный материал Олег Даль счел слабым, недостойным – нет, не себя, а воплощения Пушкина на сцене. Мечтал написать пьесу. Январь 1975-го: «Около полугода собираюсь написать пьесу… Называется «Кретин». Главная роль – клоун. Его жена и телефон. План вполне нарисовался! Сесть бы да написать. Интересно, смогу ли?!» Еще из дневника: «Написать бы пьесу «Нечаянные радости». О чем? Наверное, о художнике, наверное, о талантливом. И обо всем, что из этого вытекает». Комната моя подобна клетке. Солнце руку сунуло в оконце. чтоб мираж увидеть очень редкий, Сигарету я зажег от солнца. Я хочу курить. Я не хочу работать. НОЧНОЙ ПУТЬ
Дорога Дорога Обочина Ночь Стеклянный туман Звенящий бетон Скрипящий уклон и Деревья Деревья Летящие прочь Непрочность колес И воздуха стон Вверху одиноко Повисла звезда Внизу у дороги Кошачьи глаза
"Пусть все летят к чертовой матери в пропасть, на дне которой их "блага", звания, ордена, медали, прочие железки, предательства, подлости, наигранные принципы, болото лжи и морального разложения!"
|