Этикет джем-сейшена -Не будь жадиной. Скажи все что тебе есть сказать за несколько квадратов. -Не перебивай другого солиста, врываясь в его игру. -Не знаешь темы – не солируй. Никто не захочет слушать человека, который не уделил должного внимания своему инструменту и выставляет себя полным дураком, пытающимся показать всем, что он знает что играть. -Не говори лидеру что делать. Это его джем. Не твой. У тебя тоже когда-нибудь будет свой джем. -Знай, когда надо играть. -Знай, когда надо сесть, расслабиться и слушать остальных. -Уважай идеи других солистов, то есть не дуди что-то свое во время чужого соло. -Если остальные музыканты начинают играть рифф в подкладку соло, подключайся, но помни про баланс – не заглуши солиста. -Помни порядок солирования, если его соблюдать – у всех будет свой выход. -Басисту не обязательно солировать в каждой теме. -Если духовых больше чем один – не играй мелодии в унисон. Используй другие гармонии и аккордовые ноты – так интереснее. -Играете балладу – сократите квадраты, чтобы она не тянулась целый час. -Не стремись проторчать на сцене всю ночь. Сыграй 3 или 4 вещи и сделай перерыв – другие тоже хотят поиграть. -Не критикуй никого, находясь на сцене. Если тебе есть что сказать кому-нибудь по поводу его тональности, настройки, чувства времени – подожди перерыва. -Не будь жадиной. Делись микрофоном. -Не предлагай композиций в своей интерпретации, чтобы удивить кого-нибудь. Никто не захочет слушать темы Карлы Блей без нот в темпе «Чероки». Или композиции Энтони Брэкстона в варианте польки. -Выучи несколько своих любимых тем и играй их. -Не суди чужие композиции. Если ты ненавидишь песню «Stella by Starlight» – не спорь, сядь и сделай перерыв. -Как духовик, не играй когда поет вокалист. Нормально, когда ты заполняешь паузы между фразами, но только до тех пор, пока это делается со вкусом. -Используй время. Не играй все известные тебе лики Джэми Аберсольда в первые три минуты, оставь некоторые идеи на потом. -Будь зрелым. Джем предполагает взаимоуважение между музыкантами невзирая на способности, а не только соревнование. Здесь нет места музыкантам типа «быстрее, громче, выше», которым просто хочется выпендриться. -Если некто перед тобой отыграл восемь квадратов блюза, не стремись показаться лучше него, сыграв больше, особенно если тебе нечего сказать. -Играй вместе со всеми. Не занимай позицию «я прав, остальные лажают». -Когда заканчиваете тему – следи за басистом или пианистом, они подают сигнал, какая именно будет концовка. Или это будет хаотическая концовка? Или все замолчат одновременно, оборвав композицию? Или ритм-секция поведет всех на «turn-around» и будет импровизировать всю концовку? Вруби свои локаторы, лови сигнал.
Оригинал: http://www.saxontheweb.net/Jazz/JamSession.html Перевод: Алексей Богданов (AVB)
|