Живопись:Девушка, исполняющая древнюю музыку на гучжэн. Чжан ЦУЙИН
Маркиз Вен Вей однажды спросил Зи Сия: "Когда я в своей придворной одежде слушаю древнюю музыку, я быстро засыпаю. Но когда я слушаю музыку королевства Жень или Вей, я никогда не чувствую себя утомленным. Пожалуйста, расскажите мне, почему же древняя музыка утомляет, а современная музыка - нет?"
Зи Сия ответил: "Когда исполняется древняя музыка, ее движение чисто, она мирная и значительная. Струнные и духовые инструменты следуют за ритмом барабана. Музыка всегда начинается с барабана, и заканчивается звучанием цимбалы. Концертмейстер Сянь всегда участвовал в завершающей части произведений, и "Я" (музыкальный жанр) использовался для управления ритмическим рисунком. В древней музыке и танце воспеваются благородные герои, выдающиеся достижения святых императоров, ведущих людей к самосовершенствованию, семейной гармонии, миролюбию». Зи Сия продолжил: "Когда исполняется современная музыка, она кажется хаотичной и не ритмичной. Звуки наполнены злыми элементами, слишком глубоко захватывая слушателя. Музыка засорена разными нечистыми связями между мужчинами и женщинами, образами уродов, кровосмешением, где иногда не ясно о ком идет повествование – об отце или сыне. Музыкальные коды не убедительны, нет восхваления великих достижений святых императоров. Это - особенность новой музыки. Вы спрашиваете меня о музыке, но вас интересует звучание музыки. Музыка и ее звучание – подобны друг другу и отличны". Маркиз Вен Вей спросил: "Пожалуйста, расскажите мне о различии между самой музыкой и ее звучанием". Зи Сия ответил: "В древние времена Небеса и Земля были в гармонии. Четыре времени года люди совершенствовали свои души, дисциплинировали себя, развивая милосердие и достоинство. Поэтому они имели небывалые урожаи год за годом. Болезни не проявлялись, демоны и зло не появлялись, мир был спокойным. Позже, появился Святой и установил правила, которые управляли надлежащим поведением между императорами и чиновниками, между отцами и сыновьями. Как только правила были установлены, мир стал устойчивым. Тогда были развиты особенные музыкальные ритмы, пятизвучная система, и музыкальные инструменты сопровождали пение поэм. Музыка звучала достойно. Только достойное звучание можно назвать музыкой. Но то, что вы любите теперь слушать – это, возможно, звучание потворства своим желаниям". Маркиз Вен Вей немедленно спросил: "Пожалуйста, расскажите мне, как появилась бытовая музыка?" Зи Сия ответил: "Музыка королевства Жень фривольна и кокетлива. Она приводит к распущенности и безнравственности. Музыка королевства Сон - сентиментальна, она расслабляет волю. Музыка королевства Вей - имеет быстрый ритм, что утомляет ум. Музыка королевства Ци - высокомерна и зла, и она пробуждает властолюбие. Эти четыре вида музыки вредны для моральной целостности, и поэтому не могут исполняться во время жертвенной церемонии".
Зи Сия продолжал: "Книга поэм говорит, наши предки желали слушать только чистые и гармоничные произведения. Чистая музыка пробуждает чувство уважения, делает человека мягкосердечным. Когда человек почтителен и приветлив, не достигнет ли он многого в жизни? Император страны должен быть осторожным в своем вкусе. Подчиненные ведь будут делать то, что любит монарх. Об этом говорится в Книге Поэм: «Очень легко увести народ в сторону"
Что это было? Обратите внимание на дату)
Цзы Ся (507 до н.э - 420 до н.э) был известным педагогом и учеником Конфуция.
Гетера Каллисто однажды насмешливо заявила Сократу, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников, а вот ему это сделать с ее друзьями не удастся.
— Конечно,— сказал философ.— Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.
Однажды, когда Будда сидел под деревом, к нему пришёл великий философ. Будда был тогда уже очень старым, и в течение нескольких месяцев он должен был уйти. Великий философ спросил у Будды: "Сказали ли вы уже всё, что знали?" Будда взял в руку несколько сухих листьев и спросил философа: "Как вы думаете, сколько листьев у меня в руке? Больше ли их, чем сухих листьев в этом лесу?" Весь лес был полон сухих листьев; ветер дул повсюду, и сухие листья создавали много шума и много музыки. Философ посмотрел и сказал: "Что за вопрос вы задаёте? Как вы можете иметь больше листьев в руке? У вас их несколько, самое большое -- дюжина, а в лесу их - миллионы". И Будда ответил: "То, что я сказал, это только несколько листьев в моей руке. А то, что я не сказал, это все сухие листья в этом лесу". Философ воскликнул: "Тогда ещё один вопрос! Почему вы не сказали всего этого?" Будда ответил: "Потому что это не поможет Вам. Даже если бы я хотел сказать это, оно не может быть сказано. Вы должны пережить и тогда узнаете это. Оно идёт через переживание, через существование". Так и с музыкой... Но! Есть ещё одна сторона медали.Все эти вольности мысли Великих, необходимо адаптировать всё же к современным реалиям,к скоростям итд.Получается какой то "суррогат".От того,вероятно,что и жизнь наша --суррогат не меньший.От того и музыка подобна нам. В принципе это не противоречит твоей цитате)
Наврное. Наверняка в таких вопросах никто ничего не может утверждать - любое мнение - субъективно. Единственное что можно утверждать наверняка - в любом искусстве есть вещи, тянущие вверх, и есть вещи - опускающие вниз. Второе приятней, а так как большинству напрягаться просто лень, потому и популярней вещи последние, не напрягающие, жвачки для души, глаз, мозга, памяти, желудка и т.д. и т.п.
прости за банальность,но есть всё таки судья.Это время. Пускай что то гениальное этот судья незаметил,но то количество бесвкусицы и пошлости,которое Он отсеял,с лихвой компенсирует некие Его упущения )
Время может стереть и целый народ. А вместе с ним - и всё то возвышенное, что этот самый народ создал. Оно в этом отношении - беспощадно. А историю напишут победители этого самого народа.
Ответ: более того,время этим активно занимается,но ,вероятно в этом и смысл отбора. Видимо Провидению угодно не самое возвышенное ,а более живучее.Вот Время и куролесит .
Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Книга Екклесиаста [9:10]